Строительство главной лестницы Зимнего дворца Царское величие и торжественность, блистательная роскошь и имперский размах - именно таким был замысел архитектора Франческо Бартоломео Растрелли, создателя Зимнего дворца. Здание, по мнению зодчего, должно было олицетворять величие и значимость России, ставшей в середине XVIII в. могущественной европейской державой. Парадной лестнице - блестящему шедевру барокко - отводилась важнейшая роль. Гости императоров, послы иностранных держав поднимались по ней, направляясь во дворец на прием к государю. В XVIII в. лестницу называли Посольской, позже ее стали именовать Иорданской. В праздник Крещения из Большого собора Зимнего дворца по лестнице спускался крестный ход. Члены императорской фамилии и высшее духовенство направлялись к Неве для совершения обряда водосвятия: во льду делалась прорубь, так называемая Иордань, над которой устанавливался павильон. Проект архитектора был грандиозен: лестница занимала всю северо-восточную угловую часть здания, от нее расходились две анфилады - к Тронному залу и к Большой церкви. Осуществление проекта началось в период строительства дворца во времена императрицы Елизаветы Петровны. В октябре 1756 г. императорским указом архитектору Растрелли было предписано составить чертежи, "каким манером разные украшения к лестнице сделать". Модель лестницы, расписанная Алексеем Бельским, с вызолоченными Франсуа Лепренсом деталями была изготовлена к маю 1758 г. Тогда же каменных дел мастер Гио Мадоти начал осуществлять проект. Через год он потребовал прибавку к жалованью в размере 50 рублей, в которой ему было отказано. Получив паспорт в Англию, Мадоти покинул Россию. После его отъезда отделку лестницы продолжили другие мастера, одновременно велись строительные и отделочные работы. В Петербург доставлялись лучшие материалы. Ступени и площадки лестницы изготовлялись из блоков итальянского мрамора, перила Растрелли намеревался сделать из золоченой меди, так же как вазы на пьедесталах и основания колонн. На верхней площадке своды опирались на сдвоенные колонны из розового мрамора, стены были украшены декоративной скульптурой и затейливой позолоченной лепкой. На верхнем уровне размещались аллегорические статуи "Правосудие", "Милосердие", а также фигуры, олицетворяющие воинскую доблесть и процветание торговли. Над большими окнами размещались изображения знамен и воинских доспехов. В июле 1761 г. было позолочено лепное убранство. Для этого использовалось 675 книжек сусального золота (каждая такая стопка содержала до 300 листов с квадратами сусального золота, имеющих толщину в несколько микрон). Елизавета Петровна поставила Растрелли условие - закончить строительство в 1761 г. Однако "принимал" лестницу уже после смерти Елизаветы император Петр III - 6 апреля 1762 г., одновременно с освящением дворца.
|
![]() |
|